21.10.2021
Консультация для
родителей
Что такое картавость -
причины, виды и методы избавления
Звук [Р] считается одним
из самых сложных и появляется в речи ребенка к 6-7 годам. К сожалению, часто
встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до
взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.
Картавость – это неправильное произношение
твердого и мягкого звука [Р], которое не соответствует фонетическим нормам
русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у
этого дефекта есть и научное название – ротацизм.
Нормальное произношение звука [Р]
При произношении звука
[Р], рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При
произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые
края прижаты к верхним коренным зубам.
Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик
языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок
не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих
проблем), то у ребенка развивается картавость.
Основные виды ротацизма
Картавость может
по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп
этого дефекта:
- Звуки [Р] и [Рь] отсутствуют в речи. Ребенок произносит
«учка» вместо «ручка»,
«коова» вместо «корова» и т.д.
- Происходит замена звуков [Р] и [Рь] на другие (чаще
всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
- Звуки произносятся с искажением.м
При этом возможны
различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды
ротацизма:
Увулярный. При
звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть
«французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
Велярный. В этом случае
вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид
называется обычной жесткой картавостью.
Боковой. Характеризуется
вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
Одноударный. Язык
находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается
звук, который по звучанию близок к английскому D
Щечный. Воздушная струя
проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания
одной или двух щек.
Двугубный (кучерский).
Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
Носовой. Воздушная струя
выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук
произносится с носовым оттенком.
Причины картавости
Картавость может
возникать из-за различных причин:
Аномальное
развитие языка. Если у ребенка короткая подъязычная связка, то она будет мешать
полноценному подъему кончика языка, не позволяя ему занять правильное положение
за верхними резцами.
Плохо
развитые артикуляционные мышцы. Слабые движения мышц языка приводит к
приблизительной артикуляции звуков, при этом происходит неправильное их
звучание.
Аномалии
зубочелюстной системы. У детей с открытым боковым прикусом происходит утечка
воздуха через щель между коренными зубами, что способствует боковому
произношению. Носовой оттенок при произношении Р часто обусловлен нёбными
расщелинами.
Нарушение
фонематического слуха. Ребенок просто не в состоянии отличать правильное
звукопроизношение от неправильного. В большинстве случаев приводит не к
искаженному произношению, а к замене звука на другие.
Подражание.
Если кто-то из членов семьи картавит, то ребенок может воспринимать данное
дефектное произношение как норму. Определенные проблемы с произношением Р могут
возникнуть, если ребенок владеет другим иностранным языком, в котором есть свои
фонетические особенности произношения.
Наследственный
фактор (выдвинутая вперед нижняя челюсть, редкие зубы и т.д.).
Ротацизм возникает при простой дислалии, когда
наблюдается неверное произношение одного звука. Часто ротацизм входит в состав
сложной дислалии, т.е. при полиморфном нарушении
звукопроизношения. Ротацизм также
может быть одновременно с тяжелыми дефектами речи:
дизартрией, алалией, ринолалией.
Какие методы диагностики существуют
Картавость
диагностируется в ходе оценки речевого статуса ребенка. Специалист собирает
анамнез, после чего проводятся следующие исследования:
Обследование
артикуляционных органов. Специалист оценивает состояние зубов, губ, языка,
мягкого и твердого нёба. Наличие серьезных отклонений, вроде нёбных расщелин и
короткой уздечки, прямо указывает на причину картавости у ребенка.
Оценка
подвижности органов артикуляционного аппарата. С помощью упражнений
определяется темп, объем, точность движений, а также способность выдерживать
определенную артикуляционную позу.
Исследование
фонематического слуха. Исследуется дифференциация звуков (изолированно, в
слогах, словах).
В некоторых случаях также может понадобиться
дополнительное обследование у ортодонта, либо неврологическая диагностика.
Можно ли и как избавиться от картавости
Родителям важно следить
за тем, как именно разговаривает их ребенок. Звук Р считается одним из самых
сложных при постановке, поэтому если он не выговаривается до 4,5 лет, то это
можно считать физиологической нормой.
Но здесь есть одно очень
важное уточнение: если у ребенка есть и другие проблемы со звукопроизношением,
либо [Р] он произносит картаво, то велика вероятность того, что у него
останется дефектное произношение, если не обратиться за логопедической помощью.
Если ребенок уже картавит, то начинать занятия надо в возрасте 4,5-5 лет – это
наиболее благоприятный период, потому что психика детей пластична, и они могут
избавиться от своих проблем к началу учебного периода.
Чтобы избавиться от картавости, необходима
комплексная работа логопеда. Проводится артикуляционная гимнастика, основной
задачей которой является выработка верхнего подъема языка, активизация кончика
языка, вызов вибрации языка, а также растяжение подъязычной связки.
Для этого проводятся
следующие упражнения:
«Маляр».
Улыбаемся, открываем рот и поглаживаем кончиком широкого языка твердое нёбо
(делая движения языком от горла к зубам). Нижняя челюсть и губы должны быть
неподвижны. Количество повторений – 10-15 раз.
«Вкусное
варенье». Рот слегка приоткрыт. Широким передним краем языка облизываем верхнюю
губу, делая движение языком сверху-вниз, но не из стороны в сторону. Нижняя
челюсть должна быть неподвижной. Язык широкий, боковые края касаются уголков
рта.
«Качели».
Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Широкий язык нужно положить на
нижние зубы (с внутренней стороны). В таком положении нужно удерживать его от 1
до 5 (под счет). Далее широкий язык поднимается за верхние зубы и удерживается
в таком положении так же под счет (до 5). Положения меняются до 6 раз. Губы и
нижняя челюсть должны быть неподвижны.
«Индюк».
Рот приоткрыт, язык нужно положить на верхнюю губу и делать движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед и назад (язык не нужно отрывать от
губы). Постепенно ускоряем темп, добавляя голос, пока не получится что-то
похожее на «бл-бл-бл».
«Чистим
зубы». Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Кончиком языка чистим нижние
зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Далее
движения делаем снизу-вверх. Аналогичные действия делаем с верхними зубами с
внутренней и внешней стороны.
«Утюжок».
Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживаем альвеолы, которые находятся
за верхними зубами (назад – вперед). Количество повторений – 15-20 раз.
«Комарик».
Рот широко открыт, улыбаемся. Поднимаем язык вверх и упираемся им в альвеолы за
верхними зубами. Нужно протяжно произносить «дззз» в течение 15 секунд.
«Грибок».
Рот приоткрыт, улыбаемся, показываем зубы. Широкий язык нужно прижать всей
плоскостью к твердому нёбу, широко открыть рот.
«Лошадка».
Улыбаемся, показываем зубы, рот приоткрыт. Щелкаем языком так, как цокает
лошадь. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Постановка звука
После артикуляционной
гимнастики и дыхательных упражнений, можно переходить к постановке звука. Это
один из методов комплексной работы, который позволяет убрать картавость у
ребенка.
Постановка возможна
следующими способами:
Механическим
способом. Вибрация кончика языка вызывается при помощи логопедического зонда
(либо зондозаменителя).
По
подражанию. Логопед изображает рев мотора, рычание тигра и т.д.
От
верхнеязычного [З], опорных звуков [Д] и [Ж].
Автоматизация
Автоматизация звука
проводится постепенно, начиная от простого к сложному. Сначала проводится
закрепление в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Затем
происходит отработка в словосочетаниях, предложениях и в чистоговорках.
Обязательно используются
скороговорки со звуком Р:
«Рос в реке ершонок,
Рос, рос, стал ершом,
А не вырос»
«Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к
врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
«Жили-были раки,
раки-забияки.
Жили раки шумно,
затевали драки»
Заключение
Исправление картавости
может занимать разный промежуток времени, в зависимости от причины нарушения,
функциональных возможностей самого ребенка, а также других причин. Если нет
нарушения тонуса мышц, то исправить дефект можно за 10-30 занятий.
Все зависит от регулярности проведения занятий,
а также заинтересованности родителей в исправлении ротацизма у своего ребенка.
От того, насколько вовремя они обратятся за помощью логопеда, зависит
эффективность проводимой коррекции.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.10.2021
Дата обновления: 25.10.2021
Дата публикации: 21.10.2021