20.10.2021
Развитие
мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра.
У мелкой моторики есть очень важная
особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и
восприятием ребенка. Также, учеными доказано, что развитие мелкой моторики и
развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном
мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому,
при стимуляции пальчиков рук у детей речевой центр начинает активизироваться.
Трудности у аутичного
ребенка во многом обусловлены дефицитом или неправильным распределением
мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения. Поэтому,
основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия,
движения, т.е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем
кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и
направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. Этот вид помощи
является наиболее адекватным из-за
характерных для детей с РАС сложностей
произвольного сосредоточения, которые в начале занятий делают, чаще всего,
невозможным выполнение ими задания по образцу, по подражанию.
Можно
использовать любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики:
гимнастику и специальные игры для пальчиков; лепку, рисование, вырезание из
бумаги и аппликацию; нанизывание бусинок, конструирование и др. Естественно,
что при этом мы учитываем состояние ребенка и никогда не даем ему иглу или
ножницы, если он расторможен, возбужден или агрессивен; не работаем с
пластилином и красками, если ребенок все тянет в рот.
Для развития мелкой моторики руки используются
разнообразные стимулирующие материалы, основанные на принципе дидактики
„от простого к сложному“. Для
разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки
необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие,
растяжение, расслабление.
Все игры и упражнения должны проводиться
по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.
Коррекционная работа выполняется по следующим направлениям: массаж,
пальчиковые и речедвигательные упражнения, игры с предметами и материалами,
изобразительная деятельность. Все задания предлагаются ребенку в игровой
форме.
1.Сжать пальцы в кулак.
2. Большие пальцы обеих рук отогнуты и направлены
в сторону. Согнуть остальные пальцы, разогнуть. Повторить 2–3 раза.
3. Ладони раскрыты. Согнуть-разогнуть большой палец
каждой руки. Повторить 2–3 раза.
4. Загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой,
то на левой руке (пальчики прячутся).
5. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой (пальчики здороваются).
Материал: мозаика; пуговицы; карандаш; разлинованная
тетрадь; нитка; бусинки; коробок со спичками.
1 Выложить узор из мозаики (дорожка, крест, домик) и др.
2. Самостоятельно застегнуть пуговицы на специальном тренажере (сначала
крупные, затем мелкие).
3. Чертить карандашом вертикальные линии (палочки) в разлинованной
тетради.
4. Нанизывать на нитку бусинки.
Массаж является несложным, но весьма эффективным
методом развития мелкой моторики.
- Разминка „Согреем ладошки“
Руки крепко прижимаем
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
- Разминание ладони
1) поглаживание наружной и внутренней
поверхностей руки ребенка;
2) упражнение „Дорожки на ладошке“.
Растираю я ладошку.
Вниз спускаюсь
по дорожке.
Как ладошку
разотру,
На другой
руке начну.
- Сгибание и разгибание всех пальцев руки
одновременно (за исключением большого пальца).
- Отведение и приведение большого пальца
в трех направлениях: вперед-назад, вбок, по кругу.
- Точечные нажатия большим и средним пальцами
на середину каждой
фаланги пальцев по направлению
от их кончиков к основанию.
Ласковое поглаживание каждой руки по направлению от периферии
к центру.
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти
подушечками выпрямленных пальцев (кроме большого) — это „лучи солнца“
„Пиление“ ладони одной руки гребнями пальцев другой руки.
Пальчиковые игры.
Это направление
работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка
принятия и удержания определенной позы рук. Удержание позы (первоначально
одной ведущей рукой, а затем и обеими руками) несёт статическую
нагрузку и развивает зрительно-двигательную координацию, поскольку ребенок
удерживает взгляд на зафиксированной в определённой позе руке .
«Пальчики
здороваются». Кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим,
указательный с указательным и т. д.
«Коза». Вытянуть
указательный палец и мизинец правой руки, затем левой.
«Очки». Образовать
два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить
их.
«Улитка». Положить
правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы,
расставить их.
«Ежик». Ладони соединить, прямые пальцы выставить
вверх и растопырить.
«Ножницы».
Указательный и средний пальцы правой и левой руки имитируют стрижку
ножницами.
«Кольцо». Большой
и указательный пальцы образуют кольцо, остальные вверх.
Занятия
с предметами и материалами. Существует огромное количество игр
и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру;
Игры
с резинками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
Игры-нанизывания.
Игры
с разноцветными камешками. Выкладывая красочные узоры, дети закрепляют
знания о цветах, формах, развивают воображение.
Игры со счетными
палочками (дети берут детали двумя пальцами руки):
выкладывание
геометрических фигур разного размера:
выкладывание вертикальных фигур (колодец), перекладывание палочек разными
способами (используя разные пальцы).
Игры с кубиками
(веревочками, шнурками, горохом, карандашами).
Игры с разноцветными
прищепками (скрепками).
Игры с клавишами.
Игры
с поролоном.
Игры с мозаикой
(конструктором).
Игры
с пуговицами (бусинами, колючками. семенами плодов).
Игры с пинцетом.
Игры
на пересыпание (переливание).
Игры с шариками.
Обучать рассчитывать силу толчка и направление движения шарика.
Игры со шнурком.
Обучать шнуровать фигурной строчкой.
Игры, обучающие
застегиванию, расстегиванию различных застежек.
Работа
с карандашом. Обведение фигур простой конфигурации по трафарету
и шаблону, с последующей штриховкой в разных направлениях. Дети
обучаются держать карандаш разными способами, стремятся провести больше
несоприкасающихся линий.
Выкладывание
по контуру мелкими предметами (семенами, скрепками, нитками). Необходимо
начинать с простого контура (круг, овал), затем фигурных изображений
(снеговика, елочки). Следить, чтобы ребенок придерживался контура предмета.
Лепка. Размазывание
пластилина внутри шаблона, отрывание кусочков от большого фрагмента.
1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого
возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам
ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой
«Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких
распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги. Это
упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой
цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать.
Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц. После
года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь
книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно
надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок
будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у
ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой
или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и
тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами. Насыпьте в
баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из
банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно
усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в
крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование
на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и
проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника,
круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой
моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку,
что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в
баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь,
если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий
медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным
деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять.
Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек. Такое
простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок,
пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного
размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и
шнуровка. Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных
игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает
и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но
и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный
ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2021
Дата обновления: 20.10.2021
Дата публикации: 20.10.2021