Консультация для родителей детей с РАС «Как помочь своему ребенку»

20.01.2021

В контактах с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения.  Контакты организуются на адекватном для ребенка уровне в рамках тех активностей, которыми он занимается сам.                                  Необходимо по возможности включать элементы контакта в привычные моменты аутостимуляции ребенка приятными впечатлениями и
тем создавать и поддерживать собственную положительную атмосферу.

 Нужно постепенно разнообразить привычные удовольствия
ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости 
доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него. Работа по восстановлению потребности ребенка в аффективном
контакте может быть очень длительной, но ее нельзя форсировать. Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда
взрослый становится для него положительным аффективным центром
ситуации, когда появляется спонтанное явное обращение ребенка к другому, можно начинать пробовать усложнять формы контактов. Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на
сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен,
что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении. Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического пресыщения, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разру­шить уже достигнутое.

Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с
ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более
раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с
близкими. Поскольку для большинства аутичных детей характерны страхи, используют игровую терапию, в частности в варианте «десенсибилизации», т.е. постепенного «привыкания» к пугающему объекту.

         Поведение аутичного  ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зре­ния логики. Его действия иногда приводят в за­мешательство не только окружающих, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребен­ком, как правило, требует больших эмоциональ­ных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опуска­ют руки» и приходят в отчаяние.

Можно посо­ветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейши­ми проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгла­су, по мимолетному движению можно дога­даться о тех переживаниях, желаниях, стра­хах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку — и в образовательном учреж­дении, и дома. Таким образом, чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду педагоги должны работать в тесном контакте с родителями.

Родители долж­ны понять, насколько трудно их ребенку жить в этом мире, и они должны научить­ся терпеливо наблюдать за происходящим, за­мечая и комментируя вслух каждое действие, каждое слово и каждый жест ребенка.

Даже если, на первый взгляд, им покажет­ся, что малыш никак не реагирует на их стара­ния и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним, облекая в сло­ва все его действия и возможные пережива­ния. Скорее всего, со временем ребенок на­учится понимать, что слова взрослого непо­средственно связаны с их поступками и что при помощи слов можно выразить мысли, чув­ства и можно общаться с окружающими.

Чтение может оказаться очень эффектив­ным при взаимодействии с аутичными детьми. В этом случае рекомендуется многократное, медлен­ное, тщательное, выразительное чтение, в процес­се которого ребенок с помощью взрослого знако­мится с литературными образами героев, осозна­ет логику событий и обстоятельств.

Многократное прочитывание одних и тех же, произведений и многократные  разъяснения помогают ребенку научиться лучше понимать себя и окружающих, а те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повто­рению «обучающего» чтения, снижают тревож­ность ребенка и повышают его уверенность в себе. Хочу такой сайт

Кроме чтения можно ис­пользовать и метод совместного рисования, во время которого они также активно описывают словами все, что рисуют, терпеливо объясняют ребенку последовательность рисования, называ­ют каждую деталь. Если ребенок не хочет или не может рисовать сам, взрослые действуют руками ребенка сами.

Подобная работа способствует развитию восприятия, воображения ребенка, учит его взаимодействовать со взрослыми.

Всегда следует помнить, что аутичный ребенок крайне консер­вативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать самоагрессию. Поэтому лучше постараться не провоцировать самоагрессию. Для этого необходимо поддерживать привычный для ребенка порядок.

Следует уделять особое внимание и отработке навыков общения. Многократное повторение, проговаривание, проигрывание оп­ределенных, важных для ребенка ситуаций спо­собствует созданию у него новых стереотипов, которые помогут ему в дальнейшей жизни. Если родителям известны особенности развития их аутичного ребенка и если они действуют в тес­ном контакте с педагогами, про­двигаясь в одном направлении, то и помощь ребенку может оказаться более действенной.

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родите­лей — это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

Логопед О.В.Ляхова


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.01.2021

Дата обновления: 23.01.2021

Дата публикации: 20.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».