«Организация работы в дошкольной образовательной организации в дистанционном режиме»

09.01.2023

Дистанционные технологии — это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение образовательного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста – обучение на расстояние без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет-технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей – предоставить ребенку возможности получить образование на дому. Создать систему организационно – педагогических, методических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий посредством использования дистанционных технологий.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. 

Основная цель задания – проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Задачи:

  1. Определить механизм дифференциации воспитанников с целью формирования различных целевых групп для реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе использования дистанционных образовательных технологий с помощью сформированного пакета диагностических методик.
  2. Проектирование системы организационно – педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
  3. Разработать алгоритм технологической реализации и системы оценки эффективности обучения.
  4. Создать методические рекомендации по осуществлению индивидуализации обучения посредством дистанционных образовательных технологий.
  5. Апробировать систему организационно – педагогических и управленческих решений для реализации индивидуальных образовательных траекторий с использованием дистанционных технологий.
  6. Разработать программу курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы организационно – педагогических, методических и управленческих решений для индивидуализации обучения с использованием дистанционных технологий.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

2.Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого – сформировать данный навык.

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.

2.Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий.

3.Возможность контролировать круг общения ребенка.

4.Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.

5.Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.

6.Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1.Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

2.Нет авторитета воспитателя. Многие дети воспринимают предмет именно так, как его воспринимает и преподносит воспитатель. К тому же воспитатель не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру.

3.Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо дорогостоящее оборудование (компьютер или ноутбук, интернет).Хочу такой сайтХочу такой сайт

4.Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе, а также они не социализируются в обществе. В последующем им сложнее выстраивать отношения в коллективе, заводить новые знакомства, у них нет друзей.

5.В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Требования к организации процесса дистанционного обучения:

  • тщательно продуманное планирование деятельности воспитанников;
  • предоставление необходимых и наглядных материалов;
  • обеспечение эффективной и быстрой обратной связи между участниками образовательного процесса;
  • постоянная поддержка познавательной мотивации ребенка. 

Дистанционное обучение реализуется в следующих формах: онлайн – занятия, консультации, видео и фото, мастер – классы, виртуальные экскурсии, презентации, вебинары, онлайн – конференции, форумы, конкурсы и олимпиады, сайты.

Дистанционное обучение предъявляет к современному педагогу определенные требования и ставит перед ним определенные задачи. Педагог всегда несет ответственность за качество обучения, поэтому в условиях реализации дистанционного обучения он должен уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения учебного процесса в виртуальной среде.

Задачи педагога при организации дистанционного обучения:

  • организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
  • разработка системы и проведение оценки качества усвоения ребенком предполагаемого материала;
  • оказание консультационной поддержки родителям, повышение их педагогической грамотности.

Требования к педагогу в условиях дистанционного обучения:

  • знание предметной области;
  • знание текстовых редакторов;
  • навыки работы в интернете;
  • уверенное пользование ПК;
  • умение работать с программами по обработке изображения, таблиц, рисунков, видео;
  • умение пользоваться электронной почтой.

Главная задача педагога при дистанционном обучении – научить ребенка проявлять свободу действий, чувствовать ответственность за результат своей работы, помочь ребёнку сформировать самостоятельность и самореализацию. Таким образом, осуществляется личностно – ориентированный подход к образованию. Воспитатель должен выступать как организатор педагогического процесса, а не только как транслятор определенного количества знаний.  

Свою работу педагог должен выстраивать по двум направлениям:  задания для детей (выполняются совместно с родителями), и консультации, и рекомендации для родителей для повышения их педагогической грамотности. 

При подготовки учебного материала педагог должен учитывать следующее:

  • логика изложения материала (последовательность, взаимозависимость частей);
  • сжатое изложение информации;
  • включение наглядности;
  • использование материала с учетом разного уровня подготовки детей;
  • включение звука, графических вставок, видеоряда.  

В структуру материала должно быть включено следующее:

  • непосредственно учебный материал и наглядность;
  • вопросы и задания для закрепления материала;
  • рекомендации для родителей по изучению предлагаемого материала;
  • задания для оценки качества усвоения материала.

Дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. 

Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. 

Необходимо помимо онлайн – обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности. 

Педагогический процесс – постоянные развивающееся взаимодействия педагога и ребенка, направленное на решение задач обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. 

Как сделать дистанционное обучение эффективным?

1.Составить расписание онлайн занятий:

  • продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;
  • продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания.
  1. Вовлекать ребенка постепенно:
  • сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;
  • затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение.

3.Направлять, но не указывать:

  • договориться с ребенком, в какое время он будет заниматься;
  • ненавязчиво контролировать процесс обучения: интересоваться, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
  • сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок  произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Следить, как ребенок осваивает материал, и соблюдает график.

Дистанционное образование представляет собой взаимодействие педагога и детей на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое мультимедийными средствами интернет – технологий, предусматривающими интерактивность, но как бы не был интересен процесс образовательной деятельности с применением компьютера, ребенку дошкольного возраста несомненно важно максимально живое участие взрослого. Настоящее творчество – способность, присущее все же человеку, у которого особый тип мышления, которого невозможно перевести на формально – логический язык компьютера. Компьютер и компьютерные технологии – всего лишь посредники, а главными героями все же являются ребенок и педагог.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».