20.01.2022
ДЕТСТВО – страна удивительная. В ней все
возможно, все позволено.Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим,
скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. И
этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир
вокруг удивительно красивым, ярким и интересным. Для этого достаточно
всего лишь быть ребенком, воображение и творчество которого могут
создавать чудеса. Об этом не раз писали известные педагоги и психологи,
убежденные в том, что способности даны каждому человеку
с рождения. Однако, будут ли они развиваться или, наоборот, угасать,
зависит то того, как растить ребенка. А растить его надо только любовью.
На протяжении всего детства
именно мы, родители, оказываем на ребенка наиболее сильное влияние.
Самое ценное, что он может получить - это убеждение, что мы любим его и
всегда готовы помочь. И проявить любовь мы можем не столько в наших планах о
его будущем, сколько терпением в настоящем.
Любить - значит
принимать, одобрять, желать мирного сосуществования. Любить своих детей и
в то же время любить других людей – это самое лучшее, что мы можем
сделать, чтобы стимулировать психическое развитие детей.
А ведь именно в детстве
человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет
его способности. Иначе эту восприимчивость называют с е н с и т и в
н ы м периодом, то есть периодом, особо благоприятным для формирования
той или иной функции, качества, свойства. Если сенситивный период
упущен, то соответствующее психологическое новообразование
формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с
каким-то дефектом. Если же все происходит своевременно , то процесс
формирования идет легко, быстро и очень продуктивно.
Дошкольный же возраст является
важнейшим периодом для формирования многих способностей и качеств
ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок умения
обучаться, без которых учеба будет неизбежно хромать, нередко перерастая в
неспособность и нежелание учиться.
Можно сказать, что правильное
воспитание – это повышение уровня данной личности. Это называют п с
и х о э ли в а ц и е й ( от латинского «эливарэ» - восходить,
поднимать), возвышением души.
На вопрос, часто ли вы говорите
ребенку, что он красавец, богатырь, талант, родители обычно отвечают: « Хвалим,
но в меру». На следующий же вопрос о том, как ребенок реагирует на похвалу,
следует ответ:
« Счастлив, когда его похвалят».
Почему-то считается
педагогичным как можно чаще и как можно подробнее указывать ребенку на
его недостатки, дурные привычки, неудачи. Конечно, с благой целью, кто спорит?
А теперь постарайтесь вспомнить : нам , взрослым людям, хочется ли
исправиться, когда нам указывают на наши дурные свойства? Или, может,
скорее хочется соответствовать пусть не очень справедливой , но похвале? При
этом никто не станет отрицать, что женщина меркнет, увядает без комплиментов. А
умная жена никогда не забудет лишний раз похвалить своего далеко не идеального
мужа за его «золотые» руки, светлую голову или невиданную храбрость. И это
взрослые люди, у которых уже сформировалась самооценка. Ребенок же, пока
не знающий себя и своих возможностей, зависит от оценки окружающих. Значит,
ребенка нужно хвалить, и не просто хвалить, а как считают многие
психологи, хвалить часто, преувеличенно и даже не всегда за дело. Очень
полезно хвалить «в кредит». Это все равно, как машину сначала хорошенько
заправить, а потом пускаться в путь. Это не значит, что ребенка нужно только
хвалить и ни в коем случае не делать замечаний. Обязательно делайте
замечания, но во всем важны дозировка и формы. Помните, в слове заключается не
только информационный и не только эмоциональный смысл. Слово
обладает магической силой. Оно творит ту или иную реальность ( вспомним гипноз
). Влияние родителей на ребенка можно сопоставить с властью гипнотизера.
Ребенка же, в свою очередь, можно сравнить с домом, и котором много
окон. Какое свойство будешь выкликать – такое и выглянет.
Не уставайте же выкликать
доброе и не будите лишними криками дурное.