17.12.2024
Дидактическая
игра «Русская изба»
Направление: духовно –
нравственное
Возрастная группа: дети 5-7
лет
Актуальность
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования
является духовно-нравственное воспитание детей. Народная культура передает
национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к
Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к
традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир
отражается условно, через символические образы.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно
наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную
литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и
материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями
труда и т.д.)
Цель: Формировать
представления о предметах быта в Русской избе: печь, ухват, кочерга, коромысло, ведро. Обогатить
словарный запас детей. Воспитывать устойчивый интерес и уважение к истории и
культуре русского народа.
Задачи:
v Познакомить
детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского
быта (печь, посуда, коромысло и т.д.).
v Обогатить
словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками (приложение№1), новыми словами (ухват,
чугун, прялка и т.д.).
v Воспитывать
бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям
гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
v Расширение кругозора и
эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса.
v Развитие речи детей, мышления,
памяти, творческой активности.
v Вызвать желание участвовать в
беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
v Обобщить знания детей об избе
на Руси: о предметах быта.
v Развитие интереса к прошлому.
Ход игры
Дети входят под русскую народную мелодию «Ах, вы
сени, мои сени!»
Воспитатель рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а
затем переворачивает макет и перед детьми оказывается пустая комната избы.
Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается предмет.
Воспитатель загадывает загадки, задает
вопросы, ребенок у кого оказывается загаданный предмет, поднимает ее вверх
(правила игры в лото), а воспитатель показывает, где предмет интерьера стоял в
русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета.
О избе
Избы строились из сосны или ели.
Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них
ставился сруб (от слова рубить)
Избы строили, не используя гвозди.
Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не
хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.
Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.
В доме была одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и
спальней. А что же в этой комнате есть? Перед вами пустая горница, сейчас мы
расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.
О печке
А для чего нужна была печка?
(чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.
Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная
на деревянном основании.
И в наше время сохранилось много изб с русской печью.
ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь
распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите
сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)
О Божнице
Божница находилась в красном углу.
Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница,
на которой одна,
две небольшие иконы, писанные
на деревянных досках или литые медные.
О лавке, скамье
Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная
лавка называется – скамья.
Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи
было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала,
подавая на стол.
О столе
За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.
Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за
стол в порядке старшинства.
О сундуке
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и
другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие и маленькие.
О посуде
Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась
резьбой и росписью.
О прялке
Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась –
самопрялка.
Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти
вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.
Об ухвате
Им отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло собой
длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.
О
лаптях
Самой распространённой обувью русского народа были
лапти. Недаром говорится - "лапотная Русь". Не только для крестьян,
но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной
обувью. Материал для лаптей было найти нетрудно: их плели из липы, ивы, вяза,
берёзы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца. Для
прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали
конопляной верёвкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Плелись
лапти без различия правой и левой ноги. Плетением лаптей занимались, в
основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Носились
лапти недолго: в горячую крестьянскую пору - четыре дня, а зимой - десять дней.
Но зато и стоили лапти дёшево - не более пяти копеек
(а сапоги несколько рублей). Отсюда их доступность и распространённость.