24.06.2022
Возрастные особенности детей 4 – 5 лет
Ребенок 4 – 5 лет должен знать:
·
Свое имя и фамилию, возраст
·
Домашний адрес
·
Имя отчество родителей и где они работают
·
Основные цвета и некоторые оттенки
·
5 геометрических форм (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник)
·
Сравнивает по величине 5 – 7 предметов
·
Выполняет поручение взрослого (из 2 – 3
последовательных действий)
·
Может решать задачи по простой схеме
·
Занимается деятельностью в течение 15 – 20
минут, играет до 30 мин.
·
Может продолжить сказку несколькими
предложениями или придумать окончание.
·
Имеет представление о нормах и правилах
поведения
Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья.
Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится
потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В
этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
ü Стремление к
самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он
уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление
о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком
окружении.
ü Этические
представления. Ребенок начинает понимать чувства других
людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия,
которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из
того, как они поступают.
ü Творческие
способности. Развитие воображения входит в очень
активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает
возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
ü Страхи как
следствие развитого воображения.
Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он
задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но
безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
ü Интерес к
ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок
переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры
становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну,
разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг
другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в
признании и уважении со стороны
ровесников.
ü Активная
любознательность заставляет детей задавать вопросы обо
всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные
вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном
разговоре или занимательной игре.
ü Эмоциональное
предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят
отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное
влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет
свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же
чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в
детстве.
Вам, как его
родителям важно:
Ø Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые
ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком
много, иначе их трудно выполнить.
Ø По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы.
Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги
(ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и
протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать
его злость и обиду по этому поводу.
Ø Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше
понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним
разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми
этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Ø Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика,
наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение
своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность,
неуверенность и отсутствие инициативы.
Ø Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории,
говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная
информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно
выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их
вместе с вами (в сказке, игре, рисовании).
Ø Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка
рядом со взрослыми, предупреждение
каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка.
Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед
окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться
адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение
родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим
обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
Ø Предоставьте ребенку возможности для проявления его
творчества и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни
положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
Ø Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими
детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но
и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что
страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со
сверстниками.
Ø Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно
заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою
игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка
заранее.
Ø Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его
мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.08.2019
Дата обновления: 04.09.2022
Дата публикации: 24.06.2022