РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ
06.11.2020
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
У ДЕТЕЙ
Важнейшие условия правильной речи - это
длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник
образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания).
Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного
выдоха, а не умение вдохнуть побольше воздуха.
Если говорящий ребёнок обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он
«посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое автоматически.
Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является
диафрагмально-рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии
диафрагмы и подвижности рёбер. Активна нижняя часть лёгких, плечи же остаются
неподвижными. При речи вдох делается и носом и ртом. Вначале высказывания
говорящий ещё может вдохнуть носом, при длительном же высказывании он делает
добор воздуха только через рот, т. к. быстро и бесшумно вдохнуть через узкие
носовые ходы невозможно. Поэтому при постоянном речевом дыхании целесообразно
приучать детей всегда делать вдох ртом через немного приоткрытые губы (лёгкая
улыбка) – она помогает снимать мышечное напряжение и является естественным
началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание помогает
собственная ладонь, если положить её на область диафрагмы (между грудной
клеткой и животом). При вдохе грудная клетка расширяется, при выдохе -
сокращается. Вдох при речи короткий, выдох длительный, плавный.
Зачем же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда
они учатся произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и
говорить одновременно. Из–за некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца,
ослабленность организма) им не удаётся говорить длительными фразами, достаточно
чётко, с логическими паузами. Создаётся впечатление, что ребёнок задыхается. А
всего-навсего ему не достаёт в данный момент воздуха. Во время разговора у него
слабенький вдох и короткий выдох.
У 80% детей с нарушением речи не сформировано речевое дыхание. Воздушная струя
является энергетической основой звука, слога, слова, фразы. Без сильной
длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее
звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность»
конца фразы. Поэтому важно развивать речевое дыхание с помощью специальных
упражнений «Вертушка», «Перышко», «Воздушный
футбол», «Осенний ветерок» и т.д.