07.04.2022
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех
структур родного языка, уникальное время для становления и развития словаря.
При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого
года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не
только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было
воспринято и сказано раньше.
Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут
образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного
корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть -
синева, а также существительные от прилагательных. Богатство словаря есть
признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является
необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном
возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему
общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать
литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что
дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб,
цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети
пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов;
неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями
целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно
усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества,
признаки и др.
Словарный
запас – это слова, обозначающие
предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые
использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.
Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка,
понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной
среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в
своей речи.
Активный словарь – часть
словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни
конкретного ребенка.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только
в количественном, но и в качественном отношении.
К началу школьного обучения ребенок должен иметь
достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный
словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у
некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в
очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны
оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными
играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной
речью.
Развитие речи – одна из основных задач
обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению
словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности
детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение,
расширение и активизация словарного запаса.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.04.2022
Дата обновления: 18.09.2022
Дата публикации: 07.04.2022