Зачем развивать ребенку мелкую моторику

11.03.2022

Уже на начальном этапе жизни ребенка именно мелкая моторика отражает то, как он развивается, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой мелкой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное состояние ребёнка, на его самооценку.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками. Зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает в себя большое количество разнообразных движений: от простых жестов (захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребёнка. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. По особенностям развития мелкой моторики ребёнка в дальнейшем судят о его готовности к обучению в школе. Если всё в порядке, то ребёнок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребёнка он проходит своими темпами.

ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:

1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика - это массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Доказано, что пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду в стихах способствует выработке правильного звукопроизношения, тренировке памяти. В отечественной народной педагогической традиции пальчиковая гимнастика известна не одно столетие. Свидетельством этому являются всем известные забавы «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая». 

2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Лепка.

Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой.

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов.

Очень важно, чтобы малыш это делал щепотью- то есть тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата». То есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.Хочу такой сайт

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

3. Отработка графических навыков.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения, как:

Рисование линий, фигурных дорожек, штриховка.

Рисование по точкам.

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется, и его положение не изменяется.

Раскрашивание.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами.

Обводка.

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук, и ребенок будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Игры с крупами.

4. Массаж  пальчиков.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массаж производится поглаживанием кистей рук от кончиков пальцев к запястью, а так же с использованием природного материала - шишек, орехов, мячиков-ёжиков.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.03.2022

Дата обновления: 11.03.2022

Дата публикации: 11.03.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».