16.09.2024
О логопедическом
обследовании ребенка
Логопедическое обследование - это
диагностика речи ребенка. Она включает в себя сбор кратких анамнестических
данных, исследование особенностей психического развития, психического
состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного
аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой
дифференциации дефектно произносимых звуков.
Для логопедического обследования
используется специальное оборудование:
деревянные шпатели, специальные альбомы
для диагностики логопедом, игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов.
Регистрация данных осмотра и
наблюдения производится в протокол обследования или речевую карту. Также
используются специальные комплекты картинного материала для диагностики речевых
нарушений.
Каков порядок работы?
Обследование проводится в отдельном
помещении, обычно в специальном логопедическом кабинете.
Процедура обследования включает пять
этапов:
На I этапе логопед
познакомится с ребенком, необходимо расположить его к себе и получить от
родителей краткие анамнестические сведения: возраст, семья, болезни. Путем
наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляется примерный
уровень психического и физического развития, характер взаимоотношений с
родителями, друзьями, воспитателями, отношение к своему дефекту речи,
стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и
речевого поведения. Если необходимо, то проводится беседа с родителями и
дополнительное психологическое исследование, например: памяти, внимания,
мышления. Все полученные данные заносятся в протокол обследования или речевую
карту.
На II этапе диагностируются
анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании
используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата
должны быть хорошо освещены.
Особенности строения артикуляторного
аппарата описываются, по следующей схеме:
• Губы: в пределах нормы, боковая
расщелина – односторонняя, двусторонняя.
• Зубы: в пределах нормы, вне челюстной
дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
• Прикус: прогнатия – выдвинутая вперед
верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний
прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие
неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
• Твердое нѐбо: нормальное, готическое,
уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
• Мягкое нѐбо: нормальное, короткое,
расщелина.
• Язык: узкий, подъязычная связка
нормальная, короткая.
• Нижняя челюсть: в пределах нормы;
деформирована.
В заключении по II этапу обследования
отражаются все особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное,
негрубые отклонения (указываются какие), грубые отклонения (какие). Отмечаются
особенности глотания.
На III этапе диагностируются
затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность,
значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию
языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения
речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях.
Выявление особенностей речевой
моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию
логопеда определенных действий:
1. Для выявления подвижности губ:
вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу,
опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть
щеки – втянуть их.
2. Для выявления подвижности языка:
сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним
резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.
3. Для выявления подвижности нижней
челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; устанавливается, нет ли
контрактуры.
4. Для выявления подвижности мягкого
неба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие
активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание
определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней
стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней
стенки глотки.
При выполнении указанных действий
логопед отмечает наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений
лица, мимических мышц. В процессе обследования устанавливается состояние общей
моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания,
леворукость, праворукость, или двурукость (амбидекстрия)
Итогом III этапа исследований является
заключение, для написания которого используется следующая схема:
• Движения артикуляторного аппарата:
активные, пассивные.
• Объем движений: полный, неполный.
• Тонус мускулатуры: нормальный, вялый,
чрезмерно напряженный.
• Точность движений: точные,
последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
• Наличие сопутствующих движений
(какие).
• Темп движений: нормальный,
замедленный, быстрый.
• Длительность удерживания органов
артикуляции в определенной позиции: больше или меньше 3 секунд.
На IV этапе диагностируются
нарушения звукопроизношения. Для этого используются наборы предметных картинок.
Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех
позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной
позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. На этом этапе
определяется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим,
искаженное произнесение — это может быть носовое, смягченное, губное,
межзубное, боковое, велярное, увулярное.
По результатам IV этапа обследования
состояния звукопроизношения составляется заключение:
- при изолированном произнесении звука:
нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
-в начале, в середине, в конце слова:
нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
-нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч,
щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, рь, л, ль)
Выявив, какие именно звуки ребенок
произносит неправильно, и установив характер нарушения, логопед переходит
к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового
дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если
обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков, либо их смешение внутри
каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков,
т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.
Закрыв лицо экраном, логопед голосом
средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова,
предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м
от него, повторяет сказанное или показывает соответствующую картинку.
Для установления состояния слухового дифференцирования
звуков решаются следующие задачи:
1. Проверить состояние слуха. Для этого
ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например:
“Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.
2. Выявить дифференциацию неречевых
звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина),
“Что проехало?” (трактор), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?”
(труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
3. Выявить состояние слуховой памяти и
понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в
заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”,
“Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.
4. Проверить слуховое различение слогов,
слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за
исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за;
мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок
быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.
5. Проверить состояние фонематического
анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен
выполнить следующие задания:
а) определить, есть ли звук “с” в
словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
б) определить количество звуков в слове
и место звука “с” в словах: сок, оса, нос;
в) составить слово из звуков: с, т, о,
л; к, а, р; р, а, ш;
г) придумать слово на заданный звук: с,
ш, л, р;
д) из общего количества картинок
отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
В заключении V этапа отмечается уровень
сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия,
достаточно или недостаточно сформирован.
Если ребенку требуется дополнительное
исследование у врача – невролога , ЛОР или психолога, то логопед может
направить ребенка к этим специалистам.
По результатам логопедического
обследования выставляется речевое заключение. Все данные заносятся в протокол
обследования или речевую карту. Обязательно указывается дата проведения
обследования и фамилия логопеда.
Хранится вся собранная логопедом
информация в специальном шкафу, закрывающемся на ключ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2024
Дата обновления: 18.10.2024
Дата публикации: 16.09.2024