18.09.2022
Логопедическое обследование - это диагностика речи ребенка. Она включает в себя сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
Для логопедического обследования используется специальное оборудование:
деревянные шпатели, специальные альбомы для диагностики логопедом, игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов.
Регистрация данных осмотра и наблюдения производится в протокол обследования или речевую карту. Также используются специальные комплекты картинного материала для диагностики речевых нарушений.
Каков порядок работы?
Обследование проводится в отдельном помещении, обычно в специальном логопедическом кабинете.
Процедура обследования включает пять этапов:
На I этапе логопед познакомится с ребенком, необходимо расположить его к себе и получить от родителей краткие анамнестические сведения: возраст, семья, болезни. Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляется примерный уровень психического и физического развития, характер взаимоотношений с родителями, друзьями, воспитателями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводится беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование, например: памяти, внимания, мышления. Все полученные данные заносятся в протокол обследования или речевую карту.
На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены.
Особенности строения артикуляторного аппарата описываются, по следующей схеме:
• Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.
• Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.
• Прикус: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, прогения – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.
• Твердое нѐбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).
• Мягкое нѐбо: нормальное, короткое, расщелина.
• Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.
• Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.
В заключении по II этапу обследования отражаются все особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указываются какие), грубые отклонения (какие). Отмечаются особенности глотания.
На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях.
Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения ребенком по указанию логопеда определенных действий:
1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.
2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.
3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; устанавливается, нет ли контрактуры.
4. Для выявления подвижности мягкого неба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого неба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого неба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.
При выполнении указанных действий логопед отмечает наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования устанавливается состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость, праворукость, или двурукость (амбидекстрия)
Итогом III этапа исследований является заключение, для написания которого используется следующая схема:
• Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.
• Объем движений: полный, неполный.
• Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.
• Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.
• Наличие сопутствующих движений (какие).
• Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.
• Длительность удерживания органов артикуляции в определенной позиции: больше или меньше 3 секунд.
На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используются наборы предметных картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. На этом этапе определяется характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение — это может быть носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное.
По результатам IV этапа обследования состояния звукопроизношения составляется заключение:
- при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
-в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;
-нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, рь, л, ль)
Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, логопед переходит к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков, либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.
Закрыв лицо экраном, логопед голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, повторяет сказанное или показывает соответствующую картинку.
Для установления состояния слухового дифференцирования звуков решаются следующие задачи:
1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.
2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трактор), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).
3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.
4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.
5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:
а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;
б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах: сок, оса, нос;
в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;
г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;
д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук.
В заключении V этапа отмечается уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия, достаточно или недостаточно сформирован.
Если ребенку требуется дополнительное исследование у врача – невролога , ЛОР или психолога, то логопед может направить ребенка к этим специалистам.
По результатам логопедического обследования выставляется речевое заключение. Все данные заносятся в протокол обследования или речевую карту. Обязательно указывается дата проведения обследования и фамилия логопеда.
Хранится вся собранная логопедом информация в специальном шкафу, закрывающемся на ключ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.09.2022
Дата обновления: 18.09.2022
Дата публикации: 18.09.2022