19.10.2021
Дети черпают из сказок множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с
предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто
вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для
ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют
персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к
защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки
становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной
деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему
свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок,
художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить
традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги,
влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не
менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной,
красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку.
Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с
героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить
себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того, чтобы ребенку было легче
запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные
дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии
творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную
диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее
сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию.
После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача
ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и
озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются.
Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но
что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он
такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие
устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность
действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите
иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу
«озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент,
какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты
мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает
ход событий.
Основными задачами данной игры является
развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку.
Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие,
какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось
место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим
место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет,
если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по
серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий
сказки.
Для игры можно использовать серии картин
для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно
приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются
картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом
ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется
найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна
лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета,
необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять
предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить
героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную
сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются
в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других
сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются
изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной
сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение
по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то
можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр,
которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок. А то
бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, играя, не заменят
никакие другие блага.
Когда ребенок научится работать со
сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать
их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то
ситуацию.
Родителям стоит больше уделять внимание
сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои
пути воспитания.
Сказки развивают образное и логическое
мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром
природы и помогают подготовить их к школе