18.07.2024
Психическое здоровье воспитателей и других специалистов в дошкольных образовательных учреждениях играет ключевую роль в успешности образовательного процесса. Поэтому важно предоставлять им психологическую помощь и поддержку.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, которые могут способствовать возникновению состояний эмоционального выгорания, можно выделить следующие:
- Эмоциональное выгорание может проявляться у воспитателей с различным стажем работы. Однако у молодых специалистов степень проявления этого синдрома обычно невысока. На более зрелом этапе профессиональной деятельности эмоциональное выгорание, связанное с кризисом среднего возраста и формированием профессиональных привычек и стереотипов, часто приводит к профессиональной деформации и выгоранию.
-Синдром эмоционального выгорания может возникать от одного до пяти раз в учебном году. Его продолжительность обычно составляет от трёх до семи дней.
-Синдром эмоционального выгорания заразителен: те, кто подвержен ему, становятся негативистами и пессимистами. -Взаимодействуя с другими людьми, находящимися под воздействием стресса, они могут быстро распространить состояние выгорания на всю группу.
-Начало деятельности после отпуска, каникул, курсов или больничного листа, когда педагог временно был исключён из педагогической деятельности.
-Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями.
-Ситуации, связанные с проведением открытых уроков или мероприятий, на которые было потрачено много времени и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.
-Окончание учебного года.
Педагогические работники выделяют следующие причины возникновения состояний эмоционального выгорания:
- Высокая эмоциональная включённость в деятельность — эмоциональная перегрузка.
-Отсутствие чёткой связи между процессом обучения и получаемым результатом.
-Жёсткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей.
-Неумение рефлексировать собственные эмоциональные состояния.
-Ответственность перед администрацией, родителями, коллегами, учащимися и обществом в целом за результат своего труда.
-Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями и администрацией.
В настоящее время выявлено, что важным средством профилактики и преодоления эмоционального выгорания личности, включая работников дошкольных образовательных учреждений, являются технологии арттерапевтического и артпедагогического воздействия. В частности, мы остановимся на наиболее популярных и доступных технологиях музыкотерапии и изотерапии.
Дата создания: 18.07.2024
Дата обновления: 18.07.2024
Дата публикации: 18.07.2024