24.06.2022
Возрастные
особенности
детей 5—6 лет
Это возраст
активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения
со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира,
хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое
полное имя и фамилию, возраст,
домашний адрес, имя и отчество
родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде
взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома, проявляет заботу о
близких, замечает заботу о себе.
Развивается инициатива, наблюдательность,
умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.
Может регулировать
поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает
несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые
обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает
агрессивные реакции, делится, помогает.
В этом возрасте ваш ребенок продолжает
активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует
ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает
ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока
сложен и малообъясним.
Ребенок
5 - 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку
ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание
важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение
внимания «плохими» поступками.
В
5-летнем возрасте характерны повторения "неприличных" слов, в
6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего:
"А вдруг я не буду красивой?"
Ваш
ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и
возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных
взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.
В
общении со сверстниками ребенок познает
правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно -
ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается
механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом
возрасте ребенку еще нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре.
Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
Теперь ребенок стремится к большей
самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень
хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть
во «взрослые дела».
В
этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей
уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие.
Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся
и не могут найти согласия между собой.
Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его
положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему
свой адекватный опыт поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.
Исключительным
авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во
всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений
с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных
взаимоотношений.
Начинает
осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей
вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем
желании жениться на ней, когда вырастут. С 5 до 8 лет "женятся" или
"выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким
образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.
Начинает
задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и
перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.
Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни
происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с
подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера,
если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним
(ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то
тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.
Вам
как родителям важно:
С уважением
относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте
защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте
в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться
его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их.
Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и
умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают
границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту
границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечьте
ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений.
Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты
выхода из нее.
Ребенку необходимо общение с близкими людьми, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком
совместные планы.
Постепенно снижайте контроль и
опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и
решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать
его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помните,
что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на
ваши приказы. Обращаясь
к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию
(ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным
выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.
Не
пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов.
Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не
распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его
возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.
На вопросы о смерти
отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие
информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть
тревожнее и страшнее, чем реальность.
Помогите ребенку справляться со
страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка,
разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха,
будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте
ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых
страхов обращайтесь за помощью к психологам.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.08.2019
Дата обновления: 04.09.2022
Дата публикации: 24.06.2022