24.06.2022
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕБЕНКА
2 – 3 лет
Кризис – это не то, что
случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с
каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего
развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это дает для него возможность
отойти от прежних моделей поведения и приобрести новые, необходимые для
дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы.
Мы
всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его
так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад.
Мы
продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться
самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам
кажется, будто ребенок уже достаточно
взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом
деле он еще совсем не готов к этому.
Вот
почему очень важно знать о возрастных
особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его
характере или типе поведения, которые
становятся особенно очевидными в период возрастных
кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не
отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных
особенностях.
В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять
собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер. Он
очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь,
переключить с одного эмоционального состояния на другое.
Теперь ребенку уже нужно
объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем
походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с
вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает
вам в каждой мелочи.
На третьем году жизни ребенок может самостоятельно
одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть
аккуратно и пользоваться столовыми приборами.
Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных
действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины
такого поведения: если это каприз - проявите твердость, если ребенку стало
скучно - своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том,
что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей
любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать "маленьким",
беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.
Третий год в жизни
ребенка называют кризисным (кризис 3 лет), так как он является переломным с
точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит
"я": "Я не хочу, я не буду!" Малыш становится иногда
упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили.
Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь
ребенку нужно все разъяснять.
Без умения
договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке
будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным
"я", возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам,
а когда выйдет из-под вашего "крыла", будет искать другое, и еще неизвестно,
окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со
слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности.
Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах
разумного.
Активно развивается речь ребенка. Если
вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас,
разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя
не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще
с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а
тактично поправлять ребенка.
В этом
возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со
взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет
является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых
ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто
раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать
этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.
Требуют
большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему?
Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, - глубоко
мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, - поверхностен и он
будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок
сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.
К концу третьего года жизни любимыми
играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную
роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет
позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на
свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети -
зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в
умственном развитии малыша.
Среди мыслительных операций важнейшими
являются:
1) называние цвета
(желтый, красный, синий, зеленый),
2) выделение величины
(большой, поменьше, маленький),
3) называние формы (круг,
квадрат, треугольник),
4) расположения
предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
5) сравнение по цвету,
форме, размеру;
6) координация
движений рук и зрения;
7) формирование
понятий «много», «мало», «один».
Вам как родителям важно:
Ø
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это
естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности
организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно
использовать
свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если
именно вы будете его партнером по игре.
Ø
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами,
крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по
ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Ø
Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать
то, что он видел или делал.
Ø
Предоставлять возможности для самых разных игр с
предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в
другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в
2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку
ему нужно доброжелательное сотрудничество.
Ø
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. Понимать
его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте
ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Ø
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно
лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская
тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое
происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.
Ø
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам
ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для
него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно
проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или
переключить его внимание.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.08.2019
Дата обновления: 04.09.2022
Дата публикации: 24.06.2022