Психология ребенка с речевыми нарушениями

28.08.2022

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рекомендации родителям

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если в развитии ребенка произошли какие-либо происшествия или между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При комплексном подходе специалистов,  а так же при полноценном    общении с окружающими   дети  быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию           основных психических процессов.

Однако родителям не стоит забывать о том, что они так же являются участниками образовательного процесса и должны внимательно относиться к общению с ребенком. От того, насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.

Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи  (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности и низкие показатели по шкалам  общительность-замкнутость и социальная робость-смелость.

 У родителей же таких детей часто выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка.  Поэтому,  все    взаимодействия родителей с детьми должны   учитывать   данные  его  особенности   и планировать свой день с учетом некоторых рекомендаций, которые помогут ребенку преодолеть психологические трудности в общении:

1. Музыка, больше музыки!

·         Снятие напряжения, тревожности. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление контакта с людьми. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена и пр. успокаивающе   действует  на   нервную  систему,  так же способствуют    ее уравновешиванию  фонограммы леса, пения птиц.

·         Развитие воображения и фантазии. Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми с такими нарушениями, т. к.  помогает  им развивать  такие немаловажные процессы,  как воображение: включайте  детям    музыку различного настроения при игре в куклы, машинки, конструктор и др. для того, чтобы ребенок еще глубже смог погрузиться в мир игры и смог мысленно выстраивать те сюжеты, которые потом может выразить с помощью речи.

2 . Не бойтесь покривляться! Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики:  интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои  эмоции. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче. Имитация  детьми  различных  эмоциональных  состояний  имеет    и психопрофилактический характер:

·         благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,

·         активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,

·         могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.

3. Полюбите стихи!

Стихотворения больше прозы помогают развитию речи ребенка, обогащению словарного запаса ребенка, развитию логического мышления.

Попробуйте самостоятельно или вместе с ребенком сочинять простые стихи, накладывать рифмы – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

Больше фантазии и игры! Ведь, именно в этом случае,  Вы — родители хоть на короткое время «возвращаетесь» в детство, а, значит,  способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог  развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная,  а, главное, счастливая личность!

 

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

рекомендации психолога родителям

Психогимнастика

1.     Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

2.     «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.

3.     «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.Хочу такой сайт

Дыхательная гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.

 «Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за­данном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

1.     Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем 
расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в 
течение одной минуты.

2.     Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.

3.     Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать).

4.     Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.

5.     Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога).

6.     Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.

7.     Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться

8.     Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.

9.     Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.

В  процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера,        можно воспользоваться и ролевой гимнастикой  В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака,   наездник на лошади, и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.08.2019

Дата обновления: 04.09.2022

Дата публикации: 28.08.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».