28.08.2022
ПСИХОЛОГИЯ РЕБЁНКА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
рекомендации родителям
Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает
в семье. Если в развитии ребенка произошли какие-либо происшествия или между
ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими
резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же
прекращается. При комплексном подходе специалистов, а так же при полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что
способствует формированию личности в целом, развитию основных
Однако
родителям не стоит забывать о том, что они так же являются участниками
образовательного процесса и должны внимательно относиться к общению с ребенком.
От того, насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего
ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных
отношений и результаты развития.
Следует
отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается
высокий уровень тревожности и низкие показатели по шкалам общительность-замкнутость
и социальная робость-смелость.
У
родителей же таких детей часто выявлен высокий уровень родительских притязаний
на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка.
Поэтому, все взаимодействия родителей с детьми должны учитывать
данные его особенности и планировать свой день с учетом некоторых
рекомендаций, которые помогут ребенку преодолеть психологические
трудности в общении:
1. Музыка, больше музыки!
·
Снятие
напряжения, тревожности. Известно,
что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает
внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установление
контакта с людьми. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена и пр. успокаивающе действует на нервную
систему, так же способствуют ее уравновешиванию фонограммы леса, пения птиц.
·
Развитие
воображения и фантазии. Музыкотерапия
актуальна именно при работе с детьми с такими нарушениями, т. к. помогает им развивать такие немаловажные процессы, как воображение: включайте детям музыку различного настроения при игре в куклы,
машинки, конструктор и др. для того, чтобы ребенок еще глубже смог погрузиться
в мир игры и смог мысленно выстраивать те сюжеты, которые потом может выразить
с помощью речи.
2
·
благодаря
работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
·
активные
мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание
некоторых эмоций в патологию,
·
могут
быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
3. Полюбите стихи!
Стихотворения
больше прозы помогают развитию
речи ребенка, обогащению словарного запаса ребенка, развитию
логического мышления.
Попробуйте
самостоятельно или вместе с ребенком сочинять простые стихи, накладывать рифмы
– это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к
предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих
названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.
Больше
фантазии и игры! Ведь, именно в этом случае, Вы — родители хоть на короткое время
«возвращаетесь» в детство, а, значит, способны лучше понять, почувствовать своего
ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка
такую среду, чтобы он мог развиваться
сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном
творчестве рождается гармоничная, а,
главное, счастливая личность!
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
рекомендации психолога родителям
Психогимнастика
1.
2.
«Остров
плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он
старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и
продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки
губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут). Благодаря
этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
3.
«Холодно
- жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло
летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или
веерами (2-3 раза). Происходит расслабление и напряжение мышц
туловища.
Дыхательная гимнастика
Цель - научить
детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям.
При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
«Полет
самолета»
Дети-самолеты
«летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к
голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует
кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Мимические упражнения.
1.
Сморщить
лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем
расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
течение одной минуты.
2. Нахмуриться (сердитесь) -
расслабить брови.
3.
Расширить
глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется
подремать).
4.
Расширить
ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
5.
Зажмуриться (ужас,
конец света) - расслабить веки (ложная тревога).
6.
Сузить
глаза (китаец задумался) - расслабиться.
7.
Поднять
верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться
8.
Оскалить
зубы - расслабить щеки и рот.
9.
Оттянуть
вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.
Цель этих
упражнений - усилить мышечное чувство лица.
В
Посидеть как: пчела
на цветке, побитая собака, наездник на лошади, и т. д.
Походить как: младенец, глубокий старик, лев,
горилла, артист на сцене и т. д.
Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему
хозяину, само солнышко и т. д.
Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.08.2019
Дата обновления: 04.09.2022
Дата публикации: 28.08.2022